685000 г. Магадан. ул. Лукса 8-а

Пояснительная записка к учебному плану на 2017-2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к Учебным планам ГКОУ «Магаданский областной центр образования №1»

на 2017-2018 учебный год

 

Учебные планы ГКОУ «МОЦО №1»  разработаны в соответствии  с нормативными документами, регламентирующими содержание образования и особенности организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

  • Конституция Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г№ 273-ФЗ
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 326 «Об утверждении СанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15)
  • Адаптированные образовательные программы ГКОУ «МОЦО №1» (вариант 1, 2)
  • Устав ГКОУ «МОЦО №1».

 

Учебные планы центра  на 2017-2018 учебный год разработаны с учетом специфики и актуального состояния контингента обучающихся и имеют  несколько вариантов, основанных на решениях психолого-медико-педагогического консилиума Центра:

  • для учащихся с легкой умственной отсталостью, реализующий ФГОС О у/о (вариант 1) (1дополнительный — 2 классы)
  • для обучающихся с легкой умственной отсталостью, реализующий БУП (3-4классы, 5-11классы)
  • для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, реализующий ФГОС О у/о (вариант 2) в экспериментальном порядке (1дополнительный-7 классы)
  • для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, реализующий БУП (8-12 классы)

 

Учебный план для учащихся 1-11 классов с легкой умственной отсталостью разработан в соответствии с новыми тенденциями развития системы специального образования для коррекционных учреждений, позволяющими правильно понимать равенство социального статуса личности с ограниченными возможностями здоровья, создавать средствами образования развивающую среду, ориентировать процесс обучения на индивидуальные возможности ребёнка.

Учебный план «ГКОУ МОЦО №1» определяет перечень учебных предметов, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения учащихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневном обучении.

Учебный   план состоит из 2 частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

В обязательную часть включены учебные предметы наиболее важные для развития и коррекции познавательной   деятельности обучающихся с умственной   отсталостью от   младшего  школьного возраста (1-4 кл.) до юношеского (10-11 кл.) В этой части особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов из естествоведческого и обществоведческого циклов, трудовому обучению.

В части,  формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана наряду с учебными предметами, представлены коррекционные технологии, для преодоления (сглаживания) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, логопедическая коррекция, психологический практикум, факультативы, что не менее важно для  развития коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики.

Содержание обучения на каждой ступени строится на основе общих закономерностей развития психики ребенка и новообразований, возникающих благодаря коррекционному обучению и социальному развитию.

Специфические особенности, характерные для обучающихся с умственной отсталостью, определяют наличие  в учебном плане предметов, направленных на усиление коррекционного воздействия, на личностное развитие обучающихся: устная речь (1-4 классы), живой мир (1-4 классы), природоведение (5 класс), мир истории (6 класс), домоводство (5-9 классы), деловое и творческое письмо (10-11 классы), экономический практикум (10-11 классы), этика (7-11 классы).

Предметы учебного плана обеспечивают неразрывность по своему содержанию и преемственности от начальной до старшей школы, например: мир природы и человека, живой мир (1-4 классы), природоведение (5 классы), география (6-9 классы), биология (6-9 классы).

По завершении обучения в среднем звене (5-9 классы) учащиеся получают возможность дальнейшего пролонгированного  обучения с усилением социокультурной и трудовой подготовки обучающихся в 10, 11  классах.

  Первая ступень образования – начальная школа (1 доп.-4 класс).

Вторая ступень образования – основная школа (5-11 классы).

Данный этап является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную  и практическую основу  образовательных  областей, закрепляет   навыки   самостоятельной   учебной деятельности,   завершает   подготовку   по таким предметам, как русский язык, математика, география, история Отечества. Такие предметы как домоводство (5 класс), мир истории (6 класс), этика (7 класс), география (6 класс), естествознание (6 класс) имеют своё логическое завершение в таких предметах в 10-11 классе, как история и культура родного края, деловое письмо, экономический практикум.

Образовательная область «Язык и речь» представлена в 5—9 классах предметами русский язык и чтение.

Содержание обучения русскому языку в учреждении строится на новых принципах коммуникативного подхода, который в отличие от орфографического, он направлен на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся,  которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

Изучение языка в контексте монологической и диалогической и других видов речи, расширение разговорной,  литературной,  деловой,  книжной  научной) лексики на уроках русского языка и чтения позволяет преодолеть характерный для обучающихся речевой негативизм, стереотипность, бедность оборотов речи, приблизить  обучающихся к знаниям о культуре; истории, к освоению нравственных норм социального поведений на образцах доступных литературных жанров.

Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре геометрическими понятиями. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности  в доступных  профилях (профессиях)  по  труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую  часть  обучающихся на  пути  освоения   ими  элементов логического мышления.    Математические   знания   реализуются и при   изучении, других дисциплин учебного плана, домоводства, истории, географии, естествознания, физкультуры.

Образовательная область «Обществознание» включает в себя: мир истории, историю Отечества, этику, географию.

Мир истории — пропедевтический курс в 6 классе, он позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у  обучающихся  представления о  себе,   ближайшем социальном окружении, их понимании социальных и общественных явлений, возникающих как глобальные события в истории. Введение пропедевтического периода связано с тем, что умственно отсталым обучающимся трудно осваивать исторические факты, события в их временной ретроспективе, для этого необходимо уточнение имеющихся знаний, формирование предпонятий и понятий об истории, ее источниках, средствах изучения, путях эволюций человеческого общества в материальной и духовной среде.

История Отечества преемственно продолжает «Мир истории», формирует систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории.   Нарушение сложных   форм    познавательной   деятельности   при   умственной   отсталости    (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о религиях, видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества и др.

География — элементарный курс физической географии России и зарубежья, позволяющий на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально-экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на Земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно — этическому воспитанию.

Этика — учебный предмет (10-11 классы), направленный на формирование нравственного самосознания обучающихся среднего и старшего подросткового возраста, развитие у умственно отсталых обучающихся навыков социального поведения в ближайшем окружении: семье, со сверстниками, старшими, в трудовой и досуговой деятельности и др. Содержание предмета имеет практическую направленность, где в ходе обсуждений и анализа нравственных категорий и понятий: товарищество совесть, дружба, любовь, трудолюбие и др., их проявлении или искажений в человеческих отношениях учащиеся учатся дифференцировать приемлемые и отвергаемые обществом формы социального поведения человека. Предмет предполагает широкое использование новых форм организации учебного процесса: беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, интегрированные уроки и др.

Образовательная область «Естествознание» реализуется предметами «Природоведение» (5 класс) и «Биология» с соответствующими разделами: «Растения», «Животные», «Человек» (6-9 классы)

Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Естествознание тесно примыкает к домоводству и различным профилям трудового обучения, в частности фермерского дела, отраслей сельского хозяйства: растениеводство, животноводство, огородничество и др.

Раздел «Человек» позволяет изучить не только строение функции органов человека, но прежде всего — вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе: профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ инфекции и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества.

Знания о социальной сущности человека уточняют и дополняют представления обучающихся о себе как живом организме, помогают ориентироваться в сложных межполовых и межролевых отношениях, возникающих между людьми, что особенно важно для самостоятельной жизни юноши, девушки после окончания школы.

Образовательная область «Технологии» включает в себя домоводство и профильный труд. Трудовое обучение — важная составляющая часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому обучение обучающихся разнообразным профилям труда рассматривается в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.

Предмет домоводство соответствует задачам трудового обучения и социального воспитания, оно позволяет поэтапно формировать навыки по ведению домашнего хозяйства во всех его компонентах, практически применять интеллектуальные умения из других учебных предметов, заложить основы экономического хозяйствования в семье, а также комплекс прикладных умений: стирка, глажение, ремонт, кулинария, уход за больными и мн.др.

Домоводство, как и другие предметы учебного плана, содержательно интегрируется с профилями труда, природоведением, географией, историей, а далее в 10, 11 классах с экономическим практикумом.

Физическое воспитание, также как и в начальной школе, направлено на коррекцию психофизического развития обучающихся, выполнение общеразвивающей функции.

 

Продолжительность  учебных занятий не превышает 40 минут. В подготовительном классе — 35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-ом классе используется «ступенчатый» режим обучения:

-в первом полугодии (сентябрь, октябрь по 3 урока в день по 35 минут)

-ноябрь, декабрь по 4 урока по 35 минут

-январь-май по 4 урока по 40 минут

Продолжительность учебного года — 34 недели, в первом дополнительном,1 классе-33 недели.

 

 

 

Вариант D

Учебный план состоит из двух частей: федеральной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Федеральная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся со сложной структурой дефекта.

В часть базисного учебного плана,  формируемого участниками образовательных отношений входит:

-сенсорное развитие

-предметно-практические действия

-двигательное развитие

-альтернативная коммуникация

-ритмика

-коррекционно-развивающая область

-внеурочная деятельность

Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС, является обязательным. Это логопедические, психокоррекционные занятия и ритмика. Остальные направления  реализуются в соответствии с необходимостью для конкретного ученика (специальная индивидуальная программа развития-СИПР)

Психокоррекционные занятия (1 раз в неделю) направлены на развитие познавательной, эмоционально-личностной сферы.

На логопедических занятиях (3 часа в неделю) проводится работа по обогащению словаря, развитие познавательной сферы, коммуникативной сферы.

На занятиях ритмикой осуществляется коррекция общей и речевой моторики, формированию двигательной, эмоционально-волевой сфер средствами музыкально-ритмической деятельности

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально доступной недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования.

В соответствии с  СИПР индивидуальная учебная нагрузка может варьироваться, т.к. индивидуальные учебные планы отдельных обучающихся могут не включать отдельные предметы основной части примерного учебного плана, а для других обучающихся индивидуальные учебные планы преимущественно состоят  из учебных предметов первой части учебного плана и дополняются отдельными коррекционными занятиями из второй части. Это позволяет формировать гибко индивидуальную учебную нагрузку с учетом индивидуальных потребностей.

В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей считается: один ученик, группа (2-3), класс (все ученики). Учитель проводит урок для состава всего класса, группы или индивидуально  в соответствии с расписанием.

Трудоёмкость учебного плана по содержанию учебных предметов определить для данного варианта невозможно ,что связано с индивидуализацией обучения.

Продолжительность  учебных занятий не превышает 40 минут. Индивидуальные 15-20 минут. В подготовительном классе-35 минут. При определении продолжительности занятий в 1-ом классе используется «ступенчатый» режим обучения:

-в первом полугодии (сентябрь, октябрь по 3 урока в день по 35 минут)

-ноябрь, декабрь по 4 урока по 35 минут

-январь-май по 4 урока по 40 минут